Версия для слабовидящих

Этим летом уличные художники нанесли гигантское граффити на одну из стен районного Дома культуры

15 августа 2019

Этим летом  уличные художники нанесли гигантское граффити на одну из стен районного Дома культуры

Добавили красок

Этим летом в рамках фестиваля «Стенограффия», который в Томской области проводится при поддержке программы социальных инвестиций «Родные города» компании «Газпромнефть-Восток», уличные художники нанесли гигантское граффити на одну из стен районного Дома культуры

Фестиваль «Стенограффия» существует с 2010 года. Благодаря ему в разные годы объекты уличного искусства в виде граффити появились во многих городах и регионах страны, среди них — Санкт-Петербург, Ханты-Мансийск, Екатеринбург, Омск, Ноябрьск… Три года назад при поддержке программы социальных инвестиций «Родные города» компании «Газпромнефть-Восток» этот фестиваль пришел в Томск, а в этом году он продвинулся далеко на север области — в сторону Каргасокского и Парабельского районов. И это, по мнению уличных художников, очень интересная история, которая непременно займет достойное место в летописи фестиваля.

Экстремальное развитие событий

Каргасокский район на карте граффити-искусства России появился совсем неслучайно. Здесь компания «Газпромнефть-Восток» осуществляет свою производственную деятельность и на протяжении целого ряда последних лет, в том числе и в рамках программы «Родные города», реализует различные социальные проекты. Специалисты компании говорят, что после двухлетней истории создания арт-объектов в Томске, вдруг остановились, подумали и решили: нужно обратить особое внимание на территории присутствия «Газпромнефть-Востока» - и потому, что здесь осуществляется основная деятельность, и потому, что в отличие от областного центра север Томской области не избалован подобными объектами уличного искусства, а вместе с тем — это должно заинтересовать местных жителей, порадовать их.

Исполняющий обязанности начальника Управления корпоративных коммуникаций компании «Газпромнефть-Восток» Илья Харебин, приехавший в Каргасок на прошлой неделе вместе с уличными художниками, рассказал о том, что этот год для фестиваля «Стенограффия» в некотором смысле этих слов — стрессовый и даже экстремальный. Началось все с того, что буквально на следующий день, после того, как крупный российский граффити-художник Покрас Лампас нарисовал свой сублиматический крест с элементами каллиграффити, его работу закатали в асфальт. Это произошло на родине фестиваля, в Екатеринбурге. И случилось из-за банальной несогласованности действий коммунальных служб с решениями органов власти.

«История с работой Покраса Лампаса — спонтанная, никакого злого умысла в ней нет, - говорит Илья Харебин. - Вообще, надо сказать, что в этом году фестиваль «Стенограффия» встречает абсолютно разные события на своем пути. И то, что у нас возникла необходимость многочасового путешествия в Каргасок, где для нанесения граффити была выбрана стена огромных размеров, - это достойное продолжение в некотором смысле экстремальной истории развития нашего проекта...»

Путешествие из Томска на север области

По словам Ильи Харебина, и в прошлом, и в позапрошлом году проект по нанесению уличных рисунков на различные объекты — начиная от трансформаторных будок и заканчивая многоэтажными зданиями — в границах региона реализовывался исключительно на территории областного центра. К примеру, в прошлом году такой объект был один — это довольно длинное четырехэтажное здание, расположенное напротив парадного входа в новую школу «Перспектива», построенную на улице Никитина. Это здание напротив до вмешательства уличных художников выглядело совсем непрезентабельно, поэтому и было принято решение его раскрасить. Уличные художники обыграли метафору «свет науки». И эта работа, состоящая из множества элементов: набора формул, звездного неба, темной материи, нашла одобрение как среди школьников, так и среди их родителей, а также педагогов. «И, можно сказать, что до сегодняшнего дня это было самое крупное проявление стенограффии на территории города Томска и Томской области в целом. А сегодня уже все изменилось, - уточняет Илья Харебин. - Проект Каргасокского районного Дома культуры — это одна из крупнейших работ стенограффии в принципе. Изначально мы даже и не предполагали, что наш очередной объект может быть более 300 квадратных метров. При этом стена Дома культуры имеет площадь вдвое больше, 600 квадратных метров». «Помимо этого, мы столкнулись с неровной поверхностью, потому что построено здание из кирпича. Все осложнялось еще и тем, что вместе со стеной нам достались пристройки к ней разной высотности, - перечислил Илья Харебин. - Для того, чтобы стену отшпаклевать, потребовались бы значительные финансовые ресурсы. Учитывая это, было принято решение о покраске стены в белый цвет. Этим занимался сам муниципалитет. Ну а наша основная задача заключалась в нанесении рисунка, который одновременно и привлекал бы внимание, и рассеивал его, не позволяя взгляду фокусироваться на несовершенстве поверхности. Учитывая то, что эта стена выходит на площадь, на которой проходят все местные массовые мероприятия, нам показалась очень интересной идея реализации этого проекта».

В своем комментарии главный специалист по связям с общественностью администрации района Анжелика Кожухарь отметила, что окончательное решение о том, что в Каргаске местом нанесения гигантского граффити должна стать стена районного Дома культуры, утверждалось на уровне администрации и Думы Каргасокского района, равно как и само решение о том, что Каргасокский район присоединяется к многочисленным участникам фестиваля «Стенограффия».

Был выбран «Артист»

Предложений по рисунку было четыре, но остановились на работе художника Василия Васё. «Она — в стиле авангард. Это продолжение работы, уже выполненной в Омске. Там есть маленький домик с изображением всего двух элементов из композиции, выбранной для Каргасокского Дома культуры, - продолжает разговор Илья Харебин. - Эта работа называется «Артист». Ее автор родом из небольшого городка, расположенного недалеко от Нижнего Новгорода. Свое детство он провел в похожем Доме культуры, поэтому прекрасно знает, что такое соседство инструменталиста и актера, солиста и хора... Репетировать всем зачастую приходится в одном небольшом помещении. В результате длительных обсуждений мы пришли к тому, что стена Каргасокского районного Дома культуры — это идеальная поверхность для нанесения картины этого автора. И с нами согласились в администрации района. Правда, не сразу. Были споры, сомнения. Но это, мы считаем, нормальная ситуация, потому что любое искусство и творчество, как правило, имеют спорный характер и бросают некий вызов. Но так или иначе, договоренность была достигнута».

Проект был реализован в кратчайшие сроки. На него отводилось даже менее недели. Причем часть работ выполнялась ночью. И это была, безусловно, очень важная часть реализации всего проекта. «Сразу же после покраски стены в белый цвет, были сделаны наброски, - отмечает Илья Харебин. - Современные технологии позволяют максимально точно переносить эскиз на итоговую поверхность, каких бы размеров она не была. Как это делается… Уличные художники дожидаются темноты, кидают большую переноску и включают проектор, проецируя изображение граффити на большую стену. Все это было сделано за одну ночь, с использованием автовышки, учитывая высоту здания районного Дома культуры».

Кстати, к такой технике, как автовышка, создатели граффити прибегают далеко не всегда. И в этом смысле тоже арт-объект в Каргаске был и экстремальным, и выходящим из привычных рамок. К примеру, в соседней Парабели для нанесения граффити выбрали стену, расположенную за трибунами реконструированного в этом году местного стадиона. Вот там привлечение специализированной техники не потребовалось.

Главная опасность — люди

На вопрос: «Насколько долговечен ваш подарок, преподнесенный Каргаску и каргасокцам?» - Илья Харебин ответил так: «На опыте томских работ, могу сказать, что основной фактор, сокращающий срок жизни того или иного граффити, это не дождь и не снег, а, прежде всего, человеческий фактор, то есть люди, которые черкают, пишут и рисуют на стенах. Практика показала, что пустая стена редко становится объектом притяжения. А после нанесения рисунка, нередко появляются желающие прямо поверх него нарисовать что-то свое… Если все будет хорошо и наше сотрудничество с граффити-сообществом продолжится и в дальнейшем, я не исключаю того, что в следующем году художник вновь приедет в Каргасок, чтобы подкрасить граффити, а возможно и для нанесения еще одного рисунка… В Томске мы свои работы стараемся реставрировать...»

О стоимости этого проекта представители компании «Газпромнефть-Восток» говорить не стали, и в первую очередь, руководствуясь тем, что картина «Артист», украшающая сегодня одну из стен районного Дома культуры, — это подарок, благодаря которому главная местная праздничная площадь заиграла новыми красками. А называть цену подарка как-то не принято.

«Мы искренне надеемся на то, что эта работа понравится местным жителям и гостям вашего села, и будет радовать вас долгие годы», - резюмировал в завершение разговора Илья Харебин.

 

Оксана Жукова, газета «Северная правда».


Просмотров: 304